
Предпосылки реформирования жилищно-коммунального хозяйства России В СССР отрасль ЖКХ составляла треть основных фондов всей страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ, что привело к возникновению конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии основных фондов жилищно-коммунальной сферы.
В 1991 и 1992 годах были приняты Федеральные законы "О приватизации жилищного фонда" и "Об основах федеральной жилищной политики", заложившие правовую основу становления различных форм собственности в жилищной сфере. Правовое регулирование жилищной сферы было возложено на федеральные и местные органы власти. Законодательством предусматривался переход от системы отраслевых дотаций к адресным целевым субсидиям конкретным категориям населения при поэтапном переходе к 100% оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг. Принимался еще целый ряд государственных документов, направленных как на определение принципиальных положений долгосрочной государственной жилищной политики, так и на выработку конкретных механизмов ее реализации. Так, в 1993 году была одобрена Правительством Российской Федерации Государственная целевая программа "Жилище", реализовать ее предполагалось период с 1993 по 1995 годы.
В 1997 году принята Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, рассматривавшаяся как следующий этап Государственной целевой программы "Жилище". Концепция была рассчитана на период с 1997 по 2003 годы и предусматривала три этапа реализации, однако кризис 1998 года спутал планы. В результате преобразований 1991-2005гг. существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы.
Цель и задачи первого этапа реформирования ЖКХ Цель реформирования ЖКХ – комплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее повысить уровень доступности жилья для населения. Задачи реформирования ЖКХ: Достигнутые результаты реформирования ЖКХ: Повышение доступности жилья и увеличение объемов жилищного строительства; Модернизация коммунальной инфраструктуры; Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан Необходимость и причины дальнейшего реформирования ЖКХ Жилищная политика не является самостоятельной, а есть составная часть общей внутренней политики, к которой относятся отношения собственности, организация местного самоуправления и многие другие вопросы. В многоукладной экономике страны граждане получили право сами решать свои жилищные проблемы и отвечать за свои решения. Восстанавливается частный жилищный сектор, появились не только частные квартиры, но и начали реализовываться частные жилищные программы. Ответственность за комплекс коммунальных услуг несут частные коммунальные предприятия и местная власть.
Коммунальная инфраструктура – важнейший отраслевой комплекс, входящий в жилищно-коммунальное хозяйство и обслуживающий материально-бытовые нужды предприятий и населения. Он включает в себя несколько десятков видов деятельности – электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, канализация, оказание ритуальных услуг, благоустройство местности и территорий и т.д. Как представляется, есть несколько важных побудительных мотивов для проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Во-первых, процессы производства и потребления электроэнергии, тепла, воды неразрывны. Городские электросети являются продолжением магистральных и региональных энергетических систем. Теплосети технологически связаны с ТЭЦ. Присоединение к ним систем жилищно-коммунального хозяйства означает создание мощных вертикально интегрированных компаний по всей технологической цепочке – от производства электроэнергии до конечного потребления. Появляется монополия, деятельность которой не только сделает более прибыльным бизнес, но и поставит под контроль значительную часть муниципальной и региональной экономики.
Во-вторых, основные фонды жилищно-коммунального хозяйства – это примерно четверть всего национального имущества России. Кроме того, сектор представляет собой огромный, стабильный рынок. На счетах крупнейших российских банков и компаний скопилось немало свободных денежных средств, нуждающихся в размещении. Деньги должны работать, приносить доход.
В-третьих, миф о жилищно-коммунальном хозяйстве, как о "черной дыре", оказался сильно преувеличенным. Повышение тарифов на услуги сделало свое дело – обеспечило выход на нулевой уровень рентабельности. Более того, аудиторские проверки на предприятиях ЖКХ показывают, что цены их услуг в среднем на 30% превышают экономически обоснованный уровень. Выход на самоокупаемость за счет роста тарифов – это и есть тот реальный резерв получения прибыли частными операторами.
Россия – страна со сложным федеральным устройством. Это в значительной степени усложняет все процессы финансовой и институциональной децентрализации коммунального сектора. Командно-административная вертикаль управления жилищно-коммунального хозяйства из центра демонтирована. Но на ее месте до сих пор не создана адекватная по целям и задачам муниципальная система. При этом смена принципа финансирования данной отрасли и передача значительной части полномочий населению уже произведена. Однако до сих пор сказывается недостаточная проработка регулирующих механизмов, средств контроля исполнения нормативных правовых актов в данной сфере. При этом потребителю по большому счету все равно, кто поставляет ему услуги. Важно, что бы они были качественными и по приемлемым ценам. Реализация инновационных моделей управления в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает четкое разделение компетенции и ответственности управляющей компании и дочерних и зависимых обществ, полный переход на контрактные отношения между ними. Кроме того, они ориентированы на разделение бизнес-процессов вплоть до исполнителей. Третья составляющая – установка на комплексное сокращение издержек: на топливо (снижение удельного расхода и цен закупки, изменение структуры топливного баланса), на воду (уменьшение потребления, экономия и технические меры по снижению потерь), на энергию (снижение затрат на покупную энергию, потерь электро- и тепловой энергии), на материалы (экономия и повторное использование материалов, снижение цен за счет проведения конкурсов, переговоров), на ремонты (оптимизация ремонтным программ, проведение конкурсов на подряд, снижение расходов), на оплату труда (оптимизация численности персонала, изменение мотивационных схем, премиальных и т.д.).
На управляющей компании лежит ответственность за формирование технической политики, стратегических направлений развития бизнеса, экономики и финансов, привлечение инвесторов, создание и развитие единой системы управления на всех фазах жизненного цикла, организационно-координационная деятельность, обеспечение баланса между экономической целесообразностью, технологией, рисками и стратегией. Выводы Наиболее эффективным средством решения жилищного вопроса является построение систем согласованного участия всех этих уровней – государства, местных властей, неправительственных и корпоративных организаций. Построение такой системы зависит от специфики страны и не может быть механически перенесено из одной страны в другую.
Самой главной проблемой в современной России является:
1.установление взаимного понимания власти и граждан
2.устранение существующего между ними отчуждения
Действия государства и муниципалитетов будут успешны только тогда, когда станут опираться на понимание, поддержку и инициативу граждан, станут соответствовать представлениям граждан о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Действия граждан приведут к желаемым результатам только тогда, когда будут опираться на понимание ими проблем общества, задач и реальных возможностей власти. Только тогда, когда граждане будут видеть в законах не покушение на их свободу, а способ установить нормы и правила, помогающие людям жить вместе, эти законы начнут исполняться не на страх, а на совесть. Главный недостаток проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве в том, что она идет независимо от человека, как бы двумя не сливающимися потоками: реформа как набор формальных актов сама по себе, а люди готовые принять в ней участие – сами по себе. Реформы начались и проводятся под лозунгом блага человека, но конкретный живой человек в них потерялся. Доверие людей – главное богатство страны, главный ресурс в проведении реформ. Сегодня Россия нуждается в обустройстве, в обращении к потребностям жизни. Все, что оторвано от этого обустройства, от этих потребностей жизни, будет отвергнуто народом, останется очередным благим пожеланием. Реформы есть часть жизни, и нужны именно для правильного обустройства этой жизни. Надо перестать реформироваться и начать жить